Инструменты управления бизнесом

Инструменты управления бизнесом

В чем секрет успешного управления бизнесом? Существует распространенное мнение, что успешный проект может создать только некий особенный человек, наделенный от природы особыми качествами и обладающий очень мощной идеей. Такую картинку удобно продвигать в рекламных целях, в реальности же дела обстоят совершенно иначе.

Самое главное в бизнесе ‒ это команда. Только совместные усилия людей могут осуществить мощный старт.

Среди уникальных качеств для успеха обычно упоминают наследственность и харизму. Тем не менее, существует определенная система шагов для построения бизнеса, освоить которую можно вне зависимости от наличия предков-бизнесменов. Крайне важно быть хорошим:

  • переговорщиком;
  • рекрутером;
  • продавцом.

Этому можно научиться и такие качества гораздо важнее для бизнесмена, чем харизма.

Без сомнения, все начинается с идеи. Она может быть успешным фундаментом прибыльного дела, а может оказаться пустышкой. И все же, идея ‒ это только 5% успеха. Важна ее реализация, то есть построение бизнес-модели. 

Не стоит путать бизнес-модель и бизнес-план. Структура бизнес-модели выглядит следующим образом:Инструменты управления бизнесом

Формирование бизнес-модели ‒ это то, с чего начинается бизнес.

1. Определение целевой аудитории (ЦА), ее сегментов и существующих проблем.

2. Описание продукта. Какие проблемы ЦА он решает, его достоинства.

3. Выбор каналов продаж. Какие мероприятия необходимы для того, чтобы донести информацию о продукте до целевой аудитории.

4. Создание финансовой модели. Финансовая модель — это описание в цифрах всего процесса, заданного в первых трех блоках. 

5. Оценка необходимого объема инвестиций. Какое количество средств необходимо привлечь для реализации данной бизнес-модели.

Допустим, бизнес-модель уже существует и есть хорошие результаты. Можно ли ее улучшить?

Чтобы изменить бизнес-модель, необходимо определить, где сейчас находится бизнес и каковы его слабые стороны. Для того чтобы провести оценку эффективности бизнеса, существует несколько инструментов, позволяющих определить текущие цели и «узкие места», мешающие достижению этих целей, а затем устранить найденные препятствия. 

Инструмент определения цели. Smart

Крайне важным моментом в управлении бизнесом является постановка цели. Всегда есть общая цель ‒ получение прибыли. Тем не менее, на пути к ее достижению существует большое количество более конкретных, близких и достижимых целей. Именно с ними происходит работа по оценке и улучшению эффективности бизнеса.

По сути, управление бизнесом ‒ это распределение ресурсов между различными бизнес-процессами. Такими ресурсами могут быть деньги, рабочее время и квалификация сотрудников, материалы, техника и прочее. Стоит отметить, что ресурсы бизнеса на старте всегда ограничены. Старт ‒ это не только начало работы компании. Это и открытие нового бизнес-направления, масштабирование бизнеса, глобальное переустройство бизнес-процессов.Инструменты управления бизнесом

Для определения цели необходимо учитывать, что она должна быть:

  • конкретной;
  • измеримой;
  • достижимой;
  • значимой в рамках общей стратегии развития;
  • путь к ее достижению ограничен по времени.

Определившись с целью, можно переходить к поиску факторов, которые мешают ее достижению. Для этого применяется инструмент поиска «узких мест» или Bottleneck.

Инструмент определения слабых мест. Bottleneck

«Слабым» или «узким» местом называются бизнес-процессы с недостаточной пропускной способностью. Легко заметить, что термин Bottleneck пришел в бизнес-аналитику из производства. Если представить конвейер и несколько рабочих, обрабатывающих различные детали и материалы, то количество готовой продукции напрямую зависит от тех рабочих, которые не справляются с объемом поступающих к ним деталей. Аналогично, сделать компанию более конкурентоспособной можно лишь направив дополнительные ресурсы в бизнес-процессы, являющиеся Bottleneck. Дополнительное улучшение хорошо работающих процессов никак не повлияет на общий результат.

Как определить «узкий» бизнес-процесс?

У каждого бизнес-процесса есть 4 важных показателя:

  • мощность;
  • время цикла;
  • пропускная способность;
  • запасы.

Все они связаны между собой. Если у процесса недостаточная мощность или пропускная способность, увеличивается время цикла – время, за которое этот бизнес-процесс обрабатывает входящие ресурсы. Тогда необработанные ресурсы начинают накапливаться внутри него, растут запасы. В данном случае запасы ‒ это некие инвестиции (финансы, кадры, информация), которые не обрабатываются и не дают необходимого результата.

Уменьшая запасы внутри бизнес-процесса, мы увеличиваем его пропускную способность и уменьшаем время цикла. Это увеличивает рост компании в целом.

Такой результат достигается при помощи инструмента для улучшения бизнеса-модели.

Инструмент для улучшения бизнес-модели. HADI

Когда бизнес-модель построена и найдены узкие места, начинается работа по их «расширению», увеличению их пропускной способности.

Для этого используется методика HADIИнструменты управления бизнесом

Сначала создается гипотеза. Это ответ на вопрос «Что уменьшает пропускную способность данного бизнес-процесса?». Затем предпринимаются некоторые действия для устранения проблемы. В результате будут получены данные, анализ которых подтвердит или опровергнет начальную гипотезу.

Важно отметить, что гипотеза должна быть привязана к метрике – числовому показателю эффективности определенного бизнес-процесса. При сборе данных сравнивают плановую и фактическую метрики, на основании чего делается вывод о правильности гипотезы. Другой важный момент ‒ начальная гипотеза не должна быть слишком глобальной. Иначе на ее проверку будет затрачено слишком много ресурсов. Стоит для начала проверить небольшую часть процесса и, в случае улучшения показателей, масштабировать начальную гипотезу на весь процесс.

Значительное место среди различных метрик, используемых для оценки бизнес-процессов, занимают финансовые показатели, относящиеся как к финансовому состоянию, так и финансовому результату конкретного процесса. Для их расчета необходимо собрать и соотнести первичные данные за период: суммы инвестиций, выручку, трудозатраты, материалы и прочее и рассчитать результат. Именно поэтому для управления бизнесом так важен управленческий (финансовый) учет. Чтобы получить необходимые финансовые метрики, нужно знать: какие данные собирать и как рассчитывать требуемый показатель. Эту задачу часто поручают бухгалтерам, но навыки ведения бухгалтерского учета достаточно далеки от учета финансового. Выходов из такой ситуации несколько. Наименее затратный из них — поручить построение финансовой модели компании профессионалам и автоматизировать управленческий учет. Пошаговый план самостоятельного построения управленческого учета предложен в другой статье на нашем сайте.

Анализ бизнес-модели – это непрерывный процесс. На пути к глобальной цели постоянно требуется анализировать более близкие, конкретные цели. Искать «узкие места», строить и проверять гипотезы. По достижении компанией запланированных показателей открываются новые возможности, а значит и новые цели. Владение необходимыми инструментами делает такой процесс организованным, понятным и результативным.

Получить консультацию

    Нажимая "Отправить", я принимаю условия и соглашаюсь на обработку персональных данных в соответствии с Политикой в отношении обработки и защиты персональных данных в ООО «БИЗАПС», согласием на обработку персональных данных.
    Отвечу на любые вопросы
    Underconstuction

    Теги: