При разработке продуктов B2B основное внимание уделяют функционалу и редко задумываются об удобстве и красоте интерфейса. Так как функционал делается для решения бизнес-задач, а юзабилити ‒ для пользователя.
Юзабилити ‒ это показатель простоты и удобства использования программного обеспечения.
Выделяют пять основных критериев usability:
- Полезность (usefulness) ‒ в каком объеме приложение решает задачу пользователя;
- Эффективность (efficiency) ‒ насколько быстро и просто (с минимальным количеством затраченных действий) пользователь может выполнить необходимые действия в приложении;
- Интуитивность (learnability) ‒ насколько просто пользователю разобраться в приложении;
- Удовлетворение (satisfaction) ‒ позитивные эмоции от использования приложения, желание рекомендовать его друзьям и знакомым;
- Доступность (accessibility) ‒ возможность использования приложения для людей с физическими ограничениями;
- Ошибки (errors) — частота возникновения ошибок в использовании, насколько они серьёзны и насколько легко пользователю восстановить работу с приложением после них.
Почему юзабилити ‒ это важно? Развитие технологий усложняет строение систем, а значит их использование. Юзабилити же позволяет адаптировать интерфейс под пользователя, не обладающего специальными знаниями, а значит облегчает и ускоряет обучение, упрощает решение ряда задач и повышает производительность труда.
Юзабилити в 1С
Компания 1С берет свое начало еще с прошлого века. И за более чем 20 лет существования на рынке она меняла интерфейс своих продуктов не один раз, в зависимости от требований пользователей.
Интерфейс всех прикладных решений 1С: Предприятия имеет единую концепцию и выстроен на стандартных элементах, предоставляемых платформой 1С. Такой подход позволяет пользователям, знакомым с одним решением, быстро адаптироваться в другом.
Рабочий стол также схож во всех системах 1С и имеет четкое разделение на подсистемы. Справочники, отчеты и документы объединяются по функциональному назначению в группы (подсистемы) и располагаются в порядке наиболее частого использования.
Проверка заполнений и вывод сообщений. Механизм сообщений позволяет выводить сообщения с привязкой к конкретным полям. Поэтому, если пользователь не заполнил какие-то поля или заполнил некорректно, система сообщит ему об этом. В специальном окне, окне сообщений, будет показан список тех ошибок, которые допустил пользователь. А выделенное сообщение будет выведено в другом специальном окне, размещенном под тем элементом формы, в котором допущена ошибка. Нажимая на кнопки «Предыдущее сообщение» и «Следующее сообщение», пользователь может перемещаться по форме и вводить необходимые данные.
Эргономика интерфейса. Интерфейс системы спроектирован с учетом того, что пользователю необходимо вводить большое количество информации, а также с учетом работы в ней пользователя с минимальным опытом.
Например, существует функция ввода по строке, которая увеличивает скорость ввода информации в систему. Суть ее работы заключается в следующем: как только пользователь начнет вводить название в поле ввода, система сразу начинает подбирать в справочнике элементы, названия которых начинаются на введенные символы. Если найдено только одно значение, оно сразу будет подставлено в поле ввода. Если подходящих элементов будет несколько, то будет предложено меню для выбора одного из них.
Интерфейс 1С предоставляет удобные возможности для эффективного использования клавиатуры. Например, режим «автовыбора» автоматически предлагает выбор незаполненного поля. Для опытных пользователей есть возможность использования горячих клавиш, что заметно ускоряет работу с системой.
Наш опыт в юзабилити 1С
Сервис Галочка построен на платформе 1С. Наполняя сервис функционалом и делая его очень гибким, мы столкнулись с тем, что система получается сложной и непонятной пользователю. Поэтому было принято решение изменить ее интерфейс в соответствии с критериями юзабилити.
Однако, поиск специалистов по юзабилити показал нам, что для программ, разработанных на 1С, понятия юзабилити, как такового, не существует и практически никто подобной задачей не занимается.
Казалось бы, платформа 1С за счет «предустановленной дизайн-системы» создает за нас UI (и в чем-то даже UX). Это ‒ её мощь и, одновременно с этим, ‒ слабость. А если быть ещё точнее, слабость разработчика\консультанта\бизнес-аналитика\руководителя проекта.
Мы взяли на себя смелость полностью переработать юзабилити нашей системы и уйти от стандартных для 1С-систем решений.
Изменяя пользовательский интерфейс Галочки, мы ориентировались на следующие основные принципы построения взаимодействия с пользователем:
- Правило трех кликов. Пользователь для достижения своей цели должен сделать не более, чем 3 клика.
- Схожесть системы с реальным миром. Система должна быть очень простой и не превращать взаимодействие с пользователем в головоломку. Символы внутри системы тоже должны быть простыми и схожими с теми, которые мы используем в реальной жизни. Система должна быть понятна пользователю не только визуально, но и вербально.
- Предотвращение ошибок. Лучше предотвратить ошибку, чем потом придумывать красивые слова: почему она произошла и как ее исправить.
- Гибкость. Мы не знаем с каким опытом к нам придут пользователи. Поэтому всегда выигрывают системы, в которых есть ускорители и возможность настраивать действия. Хорошо, когда система предоставляет несколько вариантов решения одной задачи одновременно.
- Узнаваемость. Нельзя заставлять пользователя слишком много думать. Всё взаимодействия должны происходить на интуитивном уровне.
- Простота. Эстетика минимализма в дизайне. Не нужно нагружать интерфейс лишними элементами, которые будут только отвлекать пользователя от конечной цели. Чем проще, тем лучше)
- Понимание проблем и их решение. Невозможно избежать всех ошибок при работе с системой. Главное ‒ не оставлять пользователя наедине с ними, а грамотно объяснить: почему они произошли и как их можно исправить.
А теперь посмотрим, что у нас получилось.Пару слов о том, что делает наш сервис.
Галочка ‒ это сервис управленческого и финансового учета для малого и среднего бизнеса. В основе лежат 3 главных функционала:
- Загрузка данных из ваших учетных систем.
- Модификация данных в соответствии с вашими потребностями по ведению управленческого или финансового учета.
- Построение необходимой отчетности.
Рабочий стол
Было:
Стало:
Что мы видим? Система выполнена в одной цветовой гамме. Меню разбито на функциональные блоки, а пункты меню (3) распределены в соответствии с частотой использования, чего не было в изначальном варианте. Сразу же на главном экране представлена вариативность использования системы. Пользователю доступны три варианта работы с системой: с разбивкой на 3 функциональных блока (1), по шагам (2) и через пункты меню (3).
Подключение
Было:
Стало:
Что изменилось? Система выполнена в одной цветовой гамме. Убрано все лишнее, все элементы формы разделены на функциональные блоки и располагаются в порядке необходимости заполнения формы и выполнения действий.
Модификация
Было:
Стало:
Форма стала проще и не перегружена таблицами. Произошла тотальная перекомпоновка элементов формы. Для предотвращения ошибок добавлен функционал по проверке результатов модификации.
Это позволяет пользователю убедится в правильности его действий, чтобы избежать ошибок в будущем.
Отчетность
Построение отчетов состоит из 3 блоков:
- Сам отчет
Было:
Стало:
Большую часть настроек мы вынесли в шапку отчета, тем самым уменьшив количество кликов для достижения целей - Шаблон отчетов. Это форма отчета, которая настраивается пользователемБыло:
Стало:
Переработано цветовое решение, заменены иконки на более понятные пользователю и схожие с реальным миром. Убрана лишняя вкладка, которая вводила пользователей в заблуждение. Т.к. отчетная форма наполняется формулами, для их указания есть два пути: двойный клик в нужной ячейке либо с помощью кнопочек, представленных н апанели. Для предотвращения ошибок создания формы отчета, можно предварительно посмотреть что у вас получается. - Шаблоны формулБыло:
Стало:
Форма шаблона формул сильно не изменилась. Были добавлены кнопки для вариативности действий и возможность проверки выполнения данной формулы для избежания ошибок. Над данной формой еще ведутся работы, чтобы сделать ее более удобной и понятной пользователю
Процесс улучшения юзабилити бесконечен. Мы постоянно работаем над тем, чтобы не только развивать функциональность нашего сервиса Галочка, но и делать систему удобнее.