В предыдущих статьях мы рассмотрели документы и регистры, которые помогают нам вести учет. Однако, чтобы увидеть конечный результат, используются отчеты.
Вырисовывается определенная схема: Мы создаем документ, он делает записи в регистры, отчеты используют эту информацию и выводят пользователю в удобном виде.
Вывод: отчеты предназначены для обработки накопленной информации и получения сводных данных в удобном для просмотра и анализа виде.
Как формируются отчеты
Теперь разберемся как формируются отчеты в системе 1С. Ниже приведена схема данного процесса.
Пользователь вводит необходимые данные в систему (базу данных) в виде документов и справочников, делает необходимые настройки отчета, жмет кнопку и ждет результат. В этот момент система, согласно заложенному алгоритму и выполненным настройкам, берет данные из базы данных, преобразует их и передает в отчет, чтобы пользователь смог увидеть нужный ему результат.
Что в этом процессе зависит от пользователя? Собственно, те данные, которые он вводит, но также и отборы, и поля выводимые в отчет. Однако стоит заметить, в последних двух пунктах выбор доступен ровно из того, что предоставил разработчик, создавая алгоритм работы отчета.
Как все это выглядит в системе 1С? Разберем на примере оборотно-сальдовой ведомости по счету. При открытии нам доступны основные настройки отчета: мы указываем период и счет.
Интересный факт: Обычно во всех отчетах 1С период вынесен в шапку отчета.
Но на этом возможности пользователя не заканчиваются. Более расширенные настройки можно увидеть, нажав на кнопку «Показать настройки».
Здесь мы можем указать поля группировки. Это повлияет на внешний вид отчета и расчет итогов в полях группировки. Для удобства и получения точечной информации, можно указать отбор. Набор полей, по которым можно установить отбор, ограничен и задается на момент создания отчета разработчиком.
В отчет можно вывести дополнительные поля. Но это не могут быть произвольные данные. Обычно это те данные, которые мы можем вытянуть из выводимых основных данных отчета. Например, если это ОСВ по 70 счету, то мы из субконто данного счета — «Работники организации» можем вытянуть СНИЛС этих сотрудников и добавить в отчет новым столбцом.
Кроме этого, можно поиграться с внешним видом отчета: с цветом, с выделением отрицательных чисел красным и так далее.
Все перечисленные выше возможности предоставляет нам Система Компоновки Данных.
СКД 1С – это новый способ написания отчетов в 1С, который позволяет пользователю полностью настраивать отчет самостоятельно. Но именно настраивать уже существующий отчет. Однако создавать его должен, по-прежнему, исключительно разработчик 1С.
На рынке существуют различные инструменты для создания пользователем отчетов самостоятельно.
Самым распространенным, по-прежнему, остается Excel. Но, трудность работы с этим инструментом заключается в том, что нам нужно выгружать данные в файл Excel и, в зависимости от количества этих данных, производительность падает прямо пропорционально. В конечном итоге, файл становится таким «тяжелым», что заставляет нас долго ждать уже на процессе открытия.
Что же сама фирма 1С нам предлагает? Потребности в регламентных отчетах закрываются практически полностью. 1С старается следить за изменениями в законодательстве и, под стать им, выпускать обновления. Что же касается управленческих или любых других пользовательских отчетов, то тут все гораздо сложнее, так как эти отчеты не регламентируются на законодательном уровне и делаются под каждую организацию индивидуально. Есть два варианта решения таких проблем:
1) Привлекать разработчика для создания необходимого отчета.
2) Использовать существующие инструменты создания отчетов.
Например, Конструктор отчетов, который поставляется в составе Галочки или может быть установлен на базу 1С как отдельный модуль.
Особенности таких решений состоят в том, что вы сами конструируете свои отчеты, говоря системе откуда брать данные и как их преобразовывать.
На рынке много и других инструментов по созданию отчетов, помимо созданных на базе 1С. Однако, большинство из них входят в состав некой учетной системы, либо имеют нетривиальный механизм по обмену с системами учета. Подводя итоги, отметим:
Отчеты — это те ребята, которые собирают сливки со всей проделанной работы, используя ровно те данные, что мы старательно вводили в базу. Пользователю доступен механизм по настройке существующих отчетов, но он ограничен в создании новых отчетов с помощью тех средств, что предоставляет сама система 1С. Однако, на рынке есть инструменты по созданию отчетов, позволяющие пользователю строить их самостоятельно. Одним из примеров таких решений является Конструктор Отчетов от Галочки.