Введение: в этой статье рассмотрим алгоритм формирования бюджета для проекта
Для начала давайте определим: ведете вы проектную деятельность или нет. Стоит ли вам читать дальше. Для этого оцените работы, которые выполняет ваше предприятие или подразделение, используя критерии:
- УникальностьЕсть работа, которая отличается от текущей (операционной);
- Наличие целиДля работы установлены понятные измеримые цели;
- ОграниченияРабота ограничена по времени и по бюджету.
Так как работу выполняет персонал, следовательно, к трем указанным критериям мы добавим еще один – наличие специализированного персонала, который формирует проектную команду.
Вывод: Проект – это любая деятельность предприятия, которую можно оценить по четырем критериям:
- Уникальность
- Цель
- Бюджет и срок выполнения
- Проектная команда
В целом, к проектной деятельности можно отнести: строительство объектов, запуск новой линии продукции (от табурета до бриллиантового кольца), любые виды ремонта, подбор персонала для компаний, внедрение ИТ-проектов, открытие нового магазина, салона и прочее. Практически любой бизнес так или иначе ведет проект. Поэтому тема проектного учета является очень актуальной и востребованной.
«Проект или не проект? Вот в чем вопрос»
С чего начинается любой проект? С бюджета. На основе бюджета рассчитывается плановая себестоимость проекта, без четкого понимания которой нельзя принять правильное управленческое решение: идти в проект или нет.
Существует два варианта формирования бюджета проекта:
- Исходя из выручки. Заказчик озвучивает стоимость, которую он готов заплатить заказчик за проект, и которая будет формировать ваш доход. Вы формируете затраты, и определяете, соответствует ли рентабельность проекта вашим требованиям.
- Исходя из плановых затрат на проект. Вы формирует плановую себестоимость работ и добавляете свой процент рентабельности, полученная стоимость будет плановым доходом. В данном варианте, уже заказчик решает, устраивает его стоимость проекта или нет.
В структуре бюджета проекта все расходы можно разделить на два блока:
- Расходы, которые включаются в проект через ставку/себестоимость штатных сотрудников. То есть, сотрудник «потребляет» расходы и далее эти расходы относятся на проект по формуле:
- Расходы, которые не относятся к себестоимости штатных сотрудников: расходы на командировки, расходы на привлечение субподрядчиков, бонусы и премии РМ и прочее. Данный вид расходов ложится на себестоимость проекта напрямую, не через ставку сотрудников.
У многих проектных бизнесов, себестоимость штатных сотрудников – это основная статья в структуре расходов. И совсем не случайно при формировании бюджетов возникают вопросы:
- Как рассчитать полную себестоимость сотрудников и сформировать продажные ставки для оценки проектов?
- Как определить итоговую фактическую рентабельность проекта для расчета вознаграждения сотрудников и руководителя проекта?
Для того, чтобы сформировать бюджет проекта, где основная составляющая расходов – себестоимость штатных сотрудников, необходимо участие как минимум двух подразделений:
- Бизнес-подразделение, или руководитель проекта, который на основе своего опыта, и сведений о плановых работах на проекте формирует:
- по первой составляющей бюджета — сведения в натуральных показателях:
- по второй составляющей расходы на:
- итоговый бюджет. С учетом данных финансово-экономической службы о расчетной ставке штатного сотрудника.
- Финансово-экономическая служба, которая формирует:
- расчетную ставку штатных сотрудников.
Теперь рассмотрим на примере:
- РП формирует входную информацию по выполнению проекта:
- Финансовая служба рассчитывает ставки по сотрудникам, используя основное правило формирования бюджета – все расходы должны быть включены в себестоимость.
- Общая ставка для всех сотрудников
- Для определенного уровня сотрудников (грейдов)
- Для сотрудников по БН (бизнес направления)
- Для каждого сотрудника
- РП планирует трудозатраты по проекту в часах и днях и определяет прочие плановые расходы по проекту: командировочные, бонусы, субподряд.
Используя расчетную ставку по сотруднику 1, предоставленную финансовой службой, РП формирует итоговый бюджет:
БЮДЖЕТ ПРОЕКТА | ПЛАН |
Рентабельность, % | 37,66% |
Прибыль проекта | 225 938 |
Выручка | 600 000 |
Себестоимость штатных сотрудников | 264 063 |
Себестоимость субподряда | 0 |
Командировочные расходы | 10 000 |
Бонусы | 100 000 |